Анализ производственного травматизма на предприятиях угледобывающей и углеперерабатывающей отрасли в 2016-2017 годах поднадзорных Краснолучскому отделу горного надзора и пути его снижения

Анализ производственного травматизма на предприятиях угледобывающей и углеперерабатывающей отрасли в 2016-2017 годах поднадзорных Краснолучскому отделу горного надзора и пути его снижения

По состоянию на 01.03.2017 Краснолучским отделом горного надзора (далее – отдел) осуществлялся государственный надзор за состоянием охраны труда и промышленной безопасности на 118 предприятиях угольной отрасли, в том числе на 9 действующих государственных шахтах и 96 угледобывающих и углеперерабатывающих предприятии негосударственной формы собственности.

В период с 01.01.2016 по 01.03.2017 на угледобывающих предприятиях поднадзорных отделу произошло 8 несчастных случаев со смертельным исходом, в том числе 1 случай смерти,  11 тяжёлых несчастных случаев, и 2 групповых несчастных случая, в результате которых пострадало 6 работников, в том числе 3 – смертельно.

По видам событий несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределился следующим образом:

– обрушение и обвал породы  – 4 случая или 21,2% от общего количества;

– поражение электротоком – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– падение пострадавшего с высоты – 3 случая или 15,8% от общего количества;

– падение пострадавшего во время передвижения – 2 случая или 10,5% от общего количества;

– асфиксия – 3 случая или 15,8% от общего количества;

– дорожно-транспортное происшествие – 2 случая или 10,5% от общего количества;

– обрушение оборудования и конструктивных элементов – 2 случая или 10,5% от общего количества;

– ухудшение состояния здоровья – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– действие деталей и предметов,  которые двигаются – 1 случай или 5,3% от общего количества.

Анализ по видам событий показывает, что наибольшее количество случаев произошло из-за обрушения и обвала породы, а также при  падении пострадавших с высоты и передвижении – 9 случаев, что составляет 47,4% от общего количества пострадавших.

По возрасту потерпевших несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределились следующим образом:

– 18-29 лет – 5 случаев или 26,3% от общего количества;

– 30-45 лет – 10 случаев или 52,6% от общего количества;

– 44-60 лет – 4 случая или 21,1% от общего количества.

Анализ по возрасту потерпевших показывает, что наибольшее количество случаев произошло в возрасте пострадавших 30-45 лет – 10 случаев, что составляет 52,6% от общего количества пострадавших.

По дням недели, когда произошли несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределились следующим образом:

Понедельник – 5 случаев или 26,3% от общего количества;

Вторник – 2 случая или 10,5% от общего количества;

Среда – 1 случай или 5,3% от общего количества;

Четверг – 1 случай или 5,3% от общего количества;

Пятница – 3 случая или 15,8% от общего количества;

Суббота – 6 случаев или 31,6% от общего количества;

Воскресенье – 1 случай или 5,3% от общего количества.

Анализ по дням недели, когда произошли случаи, показывает, что наибольшее количество случаев произошло перед выходными днями (пятница), на выходные дни (суббота) и первый день после выходных (понедельник) – 14 случаев, что составляет 73,7% от общего количества пострадавших.

По времени суток, когда произошли несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределились следующим образом:

0800-1400  – 2 случая или 10,5% от общего количества;

1400-2000  – 13 случаев или 68,4% от общего количества;

2000-0200  – 1 случай или 5,3% от общего количества;

0200-0800  – 3 случая или 15,8% от общего количества.

Анализ по времени суток, когда произошли случаи, показывает, что наибольшее количество случаев произошло с 1400-200013 случаев, что составляет 68,4% от общего количества пострадавших.

По должностям и профессиям пострадавших несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределился следующим образом:

– начальник цеха – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– горный мастер – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– горнорабочий очистного забоя – 7 случаев или 36,7% от общего количества;

– проходчик – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– горнорабочий подземный – 4 случая или 21,1% от общего количества;

– машинист подземных установок – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– раздатчик взрывчатых материалов – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– горнорабочий – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования – 1 случай или 5,3% от общего количества;

– сторож – 1 случай или 5,3% от общего количества.

Анализ по должностям и профессиям пострадавших, показывает, что наибольшее количество случаев произошло с работниками и должностными лицами в подземных горных выработках15 случаев, что составляет 78,9% от общего количества пострадавших.

По причинам несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределились следующим образом:

– технические – 19;

– организационные – 25;

– психофизиологические – 2.

Анализ по причинам несчастных случаев показывает, что основными организационными причинами случаев явились: отсутствие проектной документации, допуск к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, невыполнение требований инструкции по охране труда, неудовлетворительное функционирование системы управления охраной труда, невыполнение должностных обязанностей.

Хотелось бы особо остановиться на анализе производственных травм, происшедших на угледобывающих предприятиях негосударственной формы собственности.

В период с 01.01.2016 по 01.03.2017 из 19 несчастных случаев со смертельным исходом и тяжёлых несчастных случаев, 17 или 89,5% произошли на предприятиях негосударственной формы собственности, в том числе на угледобывающих предприятиях негосударственной формы собственности произошло 16 случаев из 19 или 84,2%.

Начиная с 1992 года, когда в Краснолучско-Антрацитовском регионе появилось первое угледобывающее предприятие негосударственной формы собственности, и по настоящий момент, на этих предприятиях произошло 288 несчастных случаев, в том числе 58 со смертельным исходом.

Если сравнить показатели производственного травматизма на угледобывающих предприятиях негосударственной формы собственности, происшедших в 2015 и 2016 годах, то они выглядят следующим образом: количество предприятий выросло на 44,6%, численность работающих на них работников  – на 22,4%, травматизм общий вырос на 81,3%, со смертельным исходом  – на 60,0%, количество тяжёлых несчастных случаев выросло на 60,0%, дней нетрудоспособности  – на 57,3%, коэффициент частоты  – на 76,45%.

Пути снижения уровня травматизма на угледобывающих предприятиях негосударственной формы собственности Краснолучско-Антрацитовского региона.

  1. Выйти с предложением в Совет Министров Луганской Народной Республики с предложением о создание учреждения (возможно НИИ охраны труда и промышленной безопасности) в полномочия которого, в обязательном порядке, кроме всего прочего, будет входить разработка, на основе анализа, профилактических мер по снижению производственного травматизма, нормотворческая деятельность в сфере промышленной безопасности и охраны труда.
  2. Повысить уровень информационного воздействия (СМИ, телевидение, конференции, совещания, в том числе непосредственно на самих предприятиях) на предпринимателей и руководителей предприятий о категоричном восприятии охраны труда и промышленной безопасности, как о экономически выгодной составляющей производства
  3. Наиболее трудно разрешимой проблемой является то, что руководители отдельных предприятий заинтересованы в сокрытии фактов травматизма, или переквалификации их на менее тяжкие, поскольку несут за них персональную ответственность. Следовательно, идя только по пути усиления ответственности руководителей, одними карательными мерами не удастся достигнуть ожидаемого результата, ибо каждый вскрытый на производстве факт травматизма вышестоящим руководителем будет восприниматься не как положительный момент в профилактической работе, проводимой в подразделении, а как основание для наказания. В качестве примера: 3 из 5 несчастных случаев со смертельным исходом произошли в 2016 году на предприятиях не поднадзорных отделу и, не имевших, на момент происшествия этих случаев, разрешения на начало работы в части обеспечения требований законодательства по охране труда и промышленной безопасности ЛНР.
  4. Основной акцент должен быть сделан не на выявлении нарушителя, а собственно на самом нарушении законодательства по охране труда, правил, инструкций и других нормативных правовых документов. Более того, выявление нарушений – тоже не самоцель. Главное – создать условия, при которых бы предотвращались нарушения, а, следовательно, и их последствия (травмы, аварии).

Роль органов государственного надзора за охраной труда и промышленной безопасности в снижения уровня травматизма на угледобывающих предприятиях негосударственной формы.

Необходим:

  1. Учесть, при составлении графиков плановых проверок субъектов хозяйствования на 2017 год поднадзорных отделу, первоочередные проверки предприятий с высоким уровнем травматизма и неудовлетворительным состоянием охраны труда и промышленной безопасности.
  2. На постоянной основе (1 раз в месяц) проводить совещание с руководителями угледобывающих предприятий негосударственной формы собственности, о состоянии охраны труда и промышленной безопасности (в Краснолучском отделе горного надзора уже проведено 2 таких совещания.).
  3. Обязать инспекторский состав отдела с целью минимизации случаев ухудшения состояния здоровья работников поднадзорных предприятий при производстве работ, в ходе плановых проверок проводить проверки работы медицинских служб предприятий, служб по работе с кадрами, служб охраны труда на предмет осуществления контроля за проведением периодических, предварительных и посменных медицинских осмотров работниками тех участков и структурных подразделений, на которых запланированы мероприятия государственного надзора на текущий период.
  4. Инспекторскому составу в ходе плановых проверок усилить контроль за качеством проведения расследования несчастных случаев на поднадзорных предприятиях и выполнением мероприятий по устранению причин возникновения несчастных случаев. Должностных лиц, не выполняющих эти мероприятия, привлекать к административной ответственности.
  5. Исходя из анализа производственного травматизма, подготовливать и направлять информационные письма руководителям поднадзорных отделу предприятий с высоким уровнем травматизма и неудовлетворительным состоянием охраны труда и промышленной безопасности с предложением о немедленном принятии действенных мер по недопущению несчастных случаев и аварий на производстве, для чего предусмотреть следующее меры и установить контроль за их исполнением инспекторским составом, а именно:

Организационные:

–  установить систематический контроль за качественным и своевременным проведением периодических инструктажей и обучением и проверкой знаний по вопросам охраны труда;

– обеспечить периодическое проведение медицинских осмотров работников определённых профессий, а также создание и работу инженерно- врачебных комиссий для решения принятия мер по итогам заключительных актов медицинских осмотров;

– в целях недопущения несчастных случаев на производстве организовать в каждом подразделении проверку готовности персонала к действиям в аварийных ситуациях.

Технические:

– обеспечить наличие и должное состояние спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, электрозащитных средств. Не допускать отступлений от отраслевых норм обеспечения защитными средствами и приспособлениями при комплектовании по отдельным профессиям;

– обеспечить выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного, энергетического оборудования с выполнением комплекса мер по приведению их в соответствие с требованиями охраны труда;

– совместно с профсоюзным комитетом проводить ведомственные проверки по соблюдению работниками требований правил и нормативных правовых актов по охране труда;

– организовать ежеквартальные ведомственные проверки соответствия ведения горных работ проектной технической документации.

  1. Инспекторскому составу отдела в ходе проведения мероприятий надзорного характера:

– обращать особое внимание на выполнение руководителями и должностными лицами поднадзорных предприятий должностных обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со статьёй 234 Трудового Кодекса ЛНР:

– при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов в сфере охраны труда и промышленной безопасности, которые могут повлечь угрозу жизни и здоровью работников, принимать немедленные меры административного воздействия;

– обращать особое внимание на безопасное состояние рабочих мест с учётом роста травматизма в 2016 году по видам событий: обрушение и обвала породы, падение пострадавших с высоты и при передвижении, поражение электротоком.

7. Выйти в Совет Министров Луганской Народной Республики с предложением об увеличении штата государственных инспекторов, осуществляющих надзор на предприятиях угольной отрасли.