Обращения граждан как способ обеспечения законности

Обращения граждан как способ обеспечения законности

Одним из важных конституционных прав человека и гражданина является право на обращения в государственные органы. Оно закреплено в статье 26 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 года (далее –  Конституция ЛНР), которая предусматривает, что граждане Луганской Народной Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное право не только провозглашается, но и гарантируется Конституцией ЛНР , поскольку государственные органы и органы местного самоуправления, служебные и должностные лица обязаны рассмотреть и дать обоснованный ответ гражданам в установленный законом срок.

Право на обращение нашло свое дальнейшее нормативное регулирование в Законе Луганской Народной Республики  «Об обращениях граждан» от 21 октября 2014 г. (далее – Закон), Постановлении Совета Министров Луганской Народной Республики «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях» от 13 января 2015 г. № 02-04/08/15  и других нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики.

Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов, регулирующих общий порядок реализации права граждан на обращения, действуют ряд ведомственных нормативно-правовых актов, которые регламентируют особенности порядка рассмотрения обращений граждан в конкретных государственных органах, в частности, приказ  Госгорпромнадзора ЛНР «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и организации личного приема граждан в Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики» от 13.05.2017 № 249, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 05.05.2017 № 248/1299(далее – Инструкция).

В соответствии со статьей 3 Закона, п. 1.3. Инструкции, под обращениями следует понимать:

  • предложение (замечание) — обращение граждан, в котором высказывается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказывается мнение по урегулированию общественных отношений и условий жизни граждан, усовершенствованию правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества;
  • заявление (ходатайство) — обращение с просьбой содействовать реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством Украины прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства, а также недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов;
  • жалобу — обращение с требованием о возобновлении прав и защиту законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.

Действующее законодательство предусматривает определенные требования к обращениям, среди которых можно выделить такие:

а) обращения адресуются тем государственным органам и органам местного самоуправления, другим юридическим или должностным лицам, к полномочиям которых относится разрешение вопросов, затронутых в обращении;

б) обращение обуславливает наличие необходимых реквизитов, а именно: фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложение сути вопроса.

В то же время, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда обращения не подлежат рассмотрению и разрешению:

а) анонимное обращение, то есть обращение без указания места жительства, не подписанное автором, а также по которому невозможно установить авторство;

б) повторные обращения в один и тот же орган одним и тем же лицом по одному и тому же вопросу, если первое было разрешено по сути;

в) обращения, поданные с нарушением сроков, установленных статьей 17 Закона;

г) обращения лиц, признанных судом недееспособными.

Обращения граждан рассматриваются в такие сроки со дня их получения:

  •  не позднее 10 дней, если нет необходимости в дополнительном изучении;
  • не более одного месяца;
  • не более 45 дней, если на протяжении месяца разрешить затронутые в обращении вопросы невозможно, о чем сообщается лицу, которое его подало.

Действующее законодательство предусматривает права и обязанности участников производства по рассмотрению обращений граждан. В частности, лицо, подавшее обращение, в процессе его рассмотрения, имеет право:

–  лично изложить аргументы лицу, рассматривающему обращение, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;

– ознакамливаться с материалами проверки;

– представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу;

–  присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;

–  пользоваться услугами защитника;

–  получать письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;

–  высказывать устно или письменно требования о соблюдении тайны рассмотрения заявления или жалобы;

– требовать возмещения ущерба, если он является следствием нарушения установленного порядка рассмотрения обращения.

Реализация лицом, обратившимся с обращением, вышеназванных прав возможна только при наличии определенных обязанностей, которые возлагаются на орган или должностное лицо, рассматривающее обращение. Действующее законодательство предусматривает перечень таких обязанностей, а именно:

  • объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение заявления или жалобы;
  • по просьбе гражданина приглашать его на заседания соответствующего органа, рассматривающего жалобу;
  • отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или другим нормативным актам, немедленно применять меры по пресечению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, содействующие нарушению;

– обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное исполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;

–  письменно уведомлять гражданина о результатах проверки заявления или жалобы о сути принятого решения;

–  применять меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенном нарушении, а также по просьбе гражданина в месячный срок довести принятое решение до ведома органа или другого юридического лица;

– в случае признания заявления или жалобы необоснованной, разъяснить порядок обжалования принятого по ней решения;

–  не допускать необоснованной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам;

– лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, применять меры по устранению причин, которые их порождают, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.

Важной гарантией реализации права гражданина на обращение является предусмотренная действующим законодательством ответственность как гражданина, так и органа или должностного лица за нарушение требований Закона «Об обращениях граждан». Так, гражданин, подающий обращение, несет ответственность в случае, если обращение содержит клевету или оскорбление, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, других физических или юридических лиц, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и другим противоправным действиям.

В то же время, если жалоба гражданина удовлетворена, орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы, и утраченный за это время заработок. Несмотря на это, гражданину по его требованию может быть возмещен и моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями должностного лица при рассмотрении жалобы, размер которого определяется судом.