Итоги работы Краснолучского отдела горного надзора за I полугодие 2017 года

 Итоги работы Краснолучского отдела горного надзора за I полугодие 2017 года

За 6 месяцев 2017 года отделом осуществлялся надзор на 124 предприятиях угольной отрасли, в том числе на 9 действующих государственных шахтах и 103 угледобывающих и углеперерабатывающих предприятии негосударственной формы собственности. Численность работающих на поднадзорных предприятиях составляет 10588 человека, в том числе подземных  5402 человека.

Государственный надзор за состоянием охраны труда осуществляют 5 инспекторов, начальник и заместитель начальника отдела.

За отчётный период инспекторами отработано 520 дней – 4,4 инспектора в день. Проведено 204 проверки, в том числе  результативных проверок – 126 (7,7 проверки на одного инспектора в месяц или 39,2% по отношению к отработанным дням).

Выявлено 3041 нарушение требований законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда и промышленной безопасности (115,2 на одного инспектора в месяц) или 24,1 на одну результативную проверку.

В ходе проверок предприятий из-за нарушений нормативных правовых актов по охране труда и промышленной безопасности  53 раза производилась административная приостановка эксплуатации машин, механизмов и оборудования, что составило 0,4 приостановки на одну результативную проверку или 2,0 на одного инспектора в месяц.

К административной ответственности привлечёно 116 работников поднадзорных предприятий (0,9 штрафа на 1 результативную проверку или 2,2 на 1 остановку), в том числе 41 первого руководителя на общую сумму 442000 руб. Взыскано 91 штраф на общую сумму 234000 руб.

За 6 месяцев 2017 года на предприятиях поднадзорных отделу уровень производственного травматизма вырос на 53,0% и составил 34 несчастных случаев против 16 несчастных случаев в 2016 году. Уровень производственный травматизм со смертельным исходом увеличился на 40% (5 случаев в 2017 году против  3 случаев в 2016 году).

18.02.2017 на ООО «Сиат и К» 2 горнорабочих очистного забоя и 1 горный мастер, находясь в непроветриваемой, с помощью ВМП, выработке (выемочная камера восточного блока пласта i3), скончались от асфиксии.

26.04.2017 на сопряжении 6 западного откаточного штрека (ПК 91) с западным вспомогательным ходком №2 пласта h8 в филиале «Шахта «Комсомольская» ГУП ЛНР «Антрацит» в результате ухудшения состояния здоровья умер горный мастер участка.

08.05.2017 на ЧП «Веол»  при разбучивании угля, движущегося самотеком по рештачному ставу грузового отделения разрезной печи в районе загрузочного устройства, был засыпан углём и смертельно травмирован горнорабочий подземный.

В период с 01.01.2017 по 01.07.2017 на угледобывающих предприятиях поднадзорных отделу произошло 5 несчастных случаев со смертельным исходом, в том числе 1 случай смерти,  8 тяжёлых несчастных случаев, и 1 групповой несчастный случай, в результате которых пострадало 3 работника, в том числе 3 – смертельно.

По видам событий несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи распределился следующим образом:

– обрушение и обвал породы  –  6 случаев или 46,2% от общего количества;

– падение пострадавшего с высоты – 1 случай или 7,7% от общего количества;

– асфиксия – 3 случая или 23,0% от общего количества;

– обрушение оборудования и конструктивных элементов – 1 случай или 7,7% от общего количества;

– ухудшение состояния здоровья – 1 случай или 7,7% от общего количества;

– действие деталей и предметов,  которые двигаются – 1 случай или 7,7% от общего количества.

Анализ по видам событий показывает, что наибольшее количество случаев произошло из-за обрушения и обвала породы, 6 случаев или 46,2%.

По возрасту потерпевших несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределились следующим образом:

– 18-29 лет – 3 случаев или 23,1% от общего количества;

– 30-45 лет – 7 случаев или 53,8% от общего количества;

– 44-60 лет – 3 случая или 23,1% от общего количества.

Анализ по возрасту потерпевших показывает, что наибольшее количество случаев произошло в возрасте пострадавших 30-45 лет – 10 случаев, что составляет 52,6% от общего количества пострадавших.

По дням недели, когда произошли несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределились следующим образом:

Понедельник – 4 случаев или 30,7% от общего количества;

Четверг – 3 случай или 23,1% от общего количества;

Пятница – 3 случая или 23,1% от общего количества;

Суббота – 3 случаев или 23,1% от общего количества.

Анализ по дням недели, когда произошли случаи, показывает, что наибольшее количество случаев произошло перед выходными днями (пятница), на выходные дни (суббота) и первый день после выходных (понедельник) – 13 случаев, что составляет 100% от общего количества пострадавших.

По времени суток, когда произошли несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределились следующим образом:

0800-14003 случая или 23,1% от общего количества;

1400-20003 случаев или 23,1% от общего количества;

2000-02001 случай или 7,6% от общего количества;

0200-08003 случая или 23,1% от общего количества;

Время не установлено – 3 случая или 23,1% от общего количества.

Анализ по времени суток, когда произошли случаи, показывает, что наибольшее количество случаев произошло с 0200-200012 случаев, что составляет 92,32% от общего количества пострадавших.

По должностям и профессиям пострадавших несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределился следующим образом:

– горный мастер – 2 случай или 15,4% от общего количества;

– горнорабочий очистного забоя – 5 случаев или 38,5% от общего количества;

– проходчик – 1 случай или 7,7% от общего количества;

– горнорабочий подземный – 1 случая или 7,7% от общего количества;

– машинист подземных установок – 1 случай или 7,7% от общего количества;

– монтёр пути – 1 случай или 7,7% от общего количества;

– электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования – 1 случай или 7,7% от общего количества;

– сторож – 1 случай или 7,7% от общего количества.

Анализ по должностям и профессиям пострадавших, показывает, что наибольшее количество случаев произошло с работниками и должностными лицами в подземных горных выработках10 случаев, что составляет 76,9% от общего количества пострадавших, среди них горнорабочий очистного забоя – 5 случаев или 38,5% от общего количества.

По причинам несчастные случаи со смертельным исходом и тяжёлые несчастные случаи в период с 01.01.2016 по 01.03.2017 распределились следующим образом:

– технические – 7;

– организационные – 16;

– психофизиологические – 2.

Анализ по причинам несчастных случаев показывает, что основными организационными причинами случаев явились: отсутствие проектной документации, допуск к работе без проведения медицинского осмотра, невыполнение требований инструкции по охране труда, неудовлетворительное функционирование системы управления охраной труда, невыполнение должностных обязанностей.

Хотелось бы особо остановиться на анализе производственных травм, происшедших на угледобывающих предприятиях негосударственной формы собственности.

В период с 01.01.2017 по 01.07.2017 из 13 несчастных случаев со смертельным исходом и тяжёлых несчастных случаев, 10 или 76,9% произошли на предприятиях негосударственной формы собственности.

Начиная с 1992 года, когда в Краснолучско-Антрацитовском регионе появилось первое угледобывающее предприятие негосударственной формы собственности, и по настоящий момент, на этих предприятиях произошло 285 несчастных случаев, в том числе 57 со смертельным исходом.

В отделе проведен анализ состояния поднадзорных предприятий (ведущих работы или временно работающих по поддержанию жизнедеятельности), а также анализ наличия на них всех разрешительных документов, входящих в компетенцию отдела. Данный анализ используется при составлении графиков плановых проверок.

Учитывая рост производственного травматизма на поднадзорных предприятиях, согласовав со Службой, в мае-июне 2017 года в отделе увеличено количество плановых проверок в месяц до 7-8 на одного инспектора, тем самым увеличилась плотность надзора.

Пути снижения уровня травматизма на угледобывающих предприятиях негосударственной формы собственности Краснолучско-Антрацитовского региона.

  1. Повысить уровень информационного воздействия (СМИ, телевидение, конференции, совещания, в том числе непосредственно на самих предприятиях) на предпринимателей и руководителей предприятий о категоричном восприятии охраны труда и промышленной безопасности, как о экономически выгодной составляющей производства.
  2. Учесть, при составлении графиков плановых проверок субъектов хозяйствования в 2017 год поднадзорных отделу, первоочередные проверки предприятий с высоким уровнем травматизма и неудовлетворительным состоянием охраны труда и промышленной безопасности, отсутствием разрешительной документации и планов ликвидации аварии.
  3. На постоянной основе (1 раз в месяц) проводить совещание с руководителями угледобывающих предприятий негосударственной формы собственности, о состоянии охраны труда и промышленной безопасности (в Краснолучском отделе горного надзора уже проведено 2 таких совещания.).
  4. Обязать инспекторский состав отдела с целью минимизации случаев ухудшения состояния здоровья работников поднадзорных предприятий при производстве работ, в ходе плановых проверок проводить проверки работы медицинских служб предприятий, служб по работе с кадрами, служб охраны труда на предмет осуществления контроля за проведением периодических, предварительных и посменных медицинских осмотров работниками тех участков и структурных подразделений, на которых запланированы мероприятия государственного надзора на текущий период.
  5. Инспекторскому составу в ходе плановых проверок:

–  усилить контроль за качеством проведения расследования несчастных случаев на поднадзорных предприятиях и выполнением мероприятий  по устранению причин возникновения несчастных случаев;

– должностных лиц, не выполняющих эти мероприятия, привлекать к административной ответственности;

– обращать особое внимание на выполнение руководителями и должностными лицами поднадзорных предприятий должностных обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со статьёй 234 Трудового Кодекса ЛНР:

– при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов в сфере охраны труда и промышленной безопасности, которые могут повлечь угрозу жизни и здоровью работников, принимать немедленные меры административного воздействия;

– обращать особое внимание на безопасное состояние рабочих мест с учётом роста травматизма по видам событий: обрушение и обвала породы, падение пострадавших с высоты и при передвижении.

  1. Исходя из анализа производственного травматизма, ежеквартально подготавливать и направлять информационные письма руководителям поднадзорных отделу предприятий с высоким уровнем травматизма и неудовлетворительным состоянием охраны труда и промышленной безопасности с предложением о немедленном принятии действенных мер по недопущению несчастных случаев и аварий на производстве, для чего предусмотреть следующее меры и установить контроль за их исполнением инспекторским составом, а именно:

Организационные:

–  установить систематический контроль за качественным и своевременным проведением периодических инструктажей и обучением и проверкой знаний по вопросам охраны труда;

– обеспечить периодическое проведение медицинских осмотров работников определённых профессий, а также создание и работу инженерно- врачебных комиссий для решения принятия мер по итогам заключительных актов медицинских осмотров;

– в целях недопущения несчастных случаев на производстве организовать в каждом подразделении проверку готовности персонала к действиям в аварийных ситуациях.

Технические:

– обеспечить наличие и должное состояние спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, электрозащитных средств. Не допускать отступлений от отраслевых норм обеспечения защитными средствами и приспособлениями при комплектовании по отдельным профессиям;

– обеспечить выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного, энергетического оборудования с выполнением комплекса мер по приведению их в соответствие с требованиями охраны труда;

– совместно с профсоюзным комитетом проводить ведомственные проверки по соблюдению работниками требований правил и нормативных правовых актов по охране труда;

– организовать ежеквартальные ведомственные проверки соответствия ведения горных работ проектной технической документации.