История создания и становления  государственного  надзора  за промышленной безопасностью.  Этапы большого пути.

История создания и становления  государственного  надзора  за промышленной безопасностью.  Этапы большого пути.

 

Вопросы безопасности на производстве всегда связаны с охраной труда работников и промышленной безопасностью опасных объектов. Управление охраной труда невозможно без одновременного обеспечения безопасности опасных объектов. Вот почему охрана труда всегда соседствует с промышленной безопасностью. Государственный надзор за промышленной безопасностью и опасными производственными объектами также прошел свой долгий и трудный путь становления.

Государственный надзор за промышленной безопасностью в России появился после издания Указа Петром I от 10 декабря (23 декабря по новому стилю) 1719 г. об учреждении Берг-коллегии, которая впоследствии именовалась Департаментом горных и соляных дел, а затем Горным департаментом. Это была служба со своими определенными правами и функциями.

В дальнейшем Берг-коллегия несколько раз подвергалась значительной реорганизации. В 1801 г. Александр I закрывает окончательно Берг-коллегию.  Её функции передаются Горному департаменту, образованному 13 июня 1806 г.  Развитие горной промышленности в России в этот исторический период привело к тому, что для упорядочения работ 7 января 1818 г. был принят закон о надзоре за работами в частных рудниках и на заводах в плане (видах) их безопасности.

Россия же в этот период времени оставалась аграрной страной, в которой использовался труд крепостных крестьян. В европейских странах развитие промышленности во второй половине ХVIII в. привело к изобретению парового котла и паровых машин. В России стала развиваться промышленность, особенно машиностроительная. И в 1804 г. в Санкт-Петербурге впервые было организовано производство котлов, а в 20-х гг. появились первые нефтеперегонные заводы.

Развитие котлостроения вызвало необходимость принять в 1843 г. «Устав о промышленности фабричной и заводской», в который впервые были введены требования о соблюдении правил обращения с паровыми котлами.

Отмена крепостного права в европейских странах, а затем в 1861 г. и в России привела к промышленному перевороту. Этот период времени 60−80 гг. XIX в. − считается историками периодом становления отечественной промышленности: осваиваются новые месторождения полезных ископаемых; развиваются тяжелое машиностроение и нефтегазодобыча; создаются крупнейшие заводские центры, широко распространяется использование машинного труда; строятся железные дороги и появляются новые виды связи. Начавшееся техническое перевооружение российской промышленности повлекло за собой ее развитие и увеличение числа рабочих, а это в свою очередь требовало изменений в законодательстве, в том числе в сфере технического надзора.

С целью обеспечения контроля за горными работами 9 марта 1892 г. была учреждена особая горнозаводская инспекция. В этот же год 21 декабря на чинов правительственного горного надзора Горных управлений была возложена обязанность следить за безопасностью работ и соблюдением Правил безопасности горных и заводских работ. Это было связано с высоким травматизмом в горной промышленности, на который указывали систематические данные о несчастных случаях на горных заводах и промыслах.

В начале XX в. наступает новый этап «промышленной революции» в России, который связан с активизацией революционного движения. С одной стороны, он характеризуется бурным ростом отдельных видов промышленного производства − металлургии, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки, с другой − ухудшением положения рабочих.

Дальнейшее развитие государственный надзор за промышленной  безопасностью получил уже после прихода большевиков к власти, когда 17 мая 1918 г. Советом народных комиссаров был принят Декрет об учреждении инспекции труда, подчинённой Наркомату труда. В обязанности инспекции теперь входила охрана жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью. Надзор за соблюдением требований безопасности на предприятиях возлагался на отдельных лиц − технических инспекторов. В этот бурный период становления Советского государства в законодательство вносятся революционные изменения, которые кардинальным

образом меняют всю структуру организации производства и надзора за безопасностью работ на предприятиях.

19 мая 1927 г. в составе Народного комиссариата труда СССР создается Государственная горнотехническая инспекция, призванная контролировать деятельность горных предприятий. В 1936 году обязанности по надзору за горнотехническими объектами были возложены на государственное ведомство. Согласно Постановлению СНК СССР «О горнотехнической инспекции по безопасности в угольной и горной промышленности» данный вид надзора был передан в ведение Народного комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром) СССР.

В 1938 г. при республиканских СНК были созданы инспекции по отраслям горной промышленности, которые не входили в Наркомтяжпром. Проведенные послевоенные реформы вновь изменили структуру технического надзора. Начиная с 1946 г. при министерствах стали функционировать ведомственные горнотехнические инспекции, подчиняющиеся непосредственно руководителям ведомств. Постановлением Совета Министров СССР от 17.10.1947 № 3582 было образовано Главное управление горного надзора при Совете Министров СССР. Для объединения функций Постановлением Совета Министров СССР от 01.07.1954 № 1316 создается Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР).

Теперь горный надзор получил статус государственного. Он был создан на базе Главного управления горного надзора Министерства геологии и охраны недр СССР, Главной государственной инспекции котлонадзора Министерства электростанций СССР и Государственной технической инспекции Министерства нефтяной промышленности СССР. На новое ведомство были возложены функции по надзору за безопасным ведением работ в угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок, трубопроводов, газовых объектов.  Инспекторы Госгортехнадзора осуществляли надзор также за безопасным ведением взрывных работ в промышленности и правильной эксплуатацией месторождений полезных ископаемых.

В дальнейшем в структуре Госгортехнадзора произошел ряд изменений, но функции и задачи остались неизменными.

В   настоящее   время,   в Луганской Народной Республике Указом Главы И.В. Плотницким от 25.11.2014  года № 51/1/01/11/14 создана  Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики (далее – Госгорпромнадзор ЛНР), которая является исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда, осуществлении горного надзора, охраны недр, а также при ведении взрывных работ в промышленности.

Основными задачами Госгорпромнадзора ЛНР являются организация и осуществление государственного контроля и надзора в сфере охраны труда и промышленной безопасности во всех отраслях производства, непроизводственной сфере и сфере услуг, в том числе на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, химической, металлургической, энергетической, нефтегазоперерабатывающей промышленности, машиностроения, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств повышенной опасности, при ведении взрывных работ в промышленности;  в сфере охраны недр, переработки минерального сырья; безопасного обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.

Также Госгорпромнадзор ЛНР осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда в части обеспечения соблюдения и защиты прав граждан на безопасные условия труда.

Охрана труда является фактором, влияющим на здоровье и трудоспособность населения. А так как здоровье и трудоспособность влияют на производительность и результаты работы, охрана труда напрямую влияет на экономику страны.

Как показывает практика, охрана труда – это показатель уровня жизни, залог политической и социальной стабильности в стране. Работая в нормальных условиях, с минимальными рисками, сотрудник любого предприятия защищен законом и исполнительной властью.