Ещё раз о промышленной безопасности для субъектов хозяйственной деятельности Луганской Народной Республики

В соответствии с Трудовым кодексом Луганской Народной Республики, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Луганской Народной Республики, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаётся принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные  нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее – ОПО) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с Законом Луганской Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон) требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе, других законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Главы Луганской Народной Республики, нормативных правовых актах Правительства Луганской Народной Республики, а также нормах и правилах в области промышленной безопасности.

К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

На сегодняшний день вопрос промышленной безопасности приобрел особое значение. Промышленно развитые страны практикуют применение особого порядка лицензирования строительства, эксплуатации, ликвидации, проектирования и реконструкции опасных объектов, что дает возможность властям и государственным органам, которые осуществляют контроль в сфере безопасности, влиять на обеспечение безопасности объектов.
Промышленная безопасность ОПО определяется защищенностью жизненно важных интересов конкретного человека, а также всего общества от катастроф и аварий.

В соответствии с Законом организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  1. соблюдать положения Закона, других законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Главы Луганской Народной Республики, Правительства Луганской Народной Республики, а также норм и правил в области промышленной безопасности;
  2. соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 3 Закона);
  3. обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона;
  4. иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики;
  5. уведомлять исполнительный орган государственной власти в области промышленной безопасности о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о защите прав юридических лиц и физических лиц – предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  6. обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  7. допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  8. обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях;
  9. иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  10. организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  11. создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Закона;
  12. обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  13. обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию исполнительного органа государственной власти в области промышленной безопасности;
  14. предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
  15. обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  16. разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Закона;
  17. заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  18. выполнять указания, распоряжения и предписания исполнительного органа государственной власти в области промышленной безопасности, его должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
  19. приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
  20. осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  21. принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
  22. анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  23. своевременно информировать в установленном порядке исполнительный орган государственной власти в области промышленной безопасности, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
  24. принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
  25. вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
  26. представлять в исполнительный орган государственной власти в области промышленной безопасности информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Управление промышленной безопасностью современного производства – сложная задача, требующая комплексного системного подхода. Данная задача не может быть решена в отрыве от общей системы управления предприятием.

Функционирование подавляющего большинства промышленных объектов, будь то угольная шахта, нефтеперерабатывающий завод или теплоцентраль, представляет опасность для окружающей среды и населения. Поэтому вопросы обеспечения промышленной безопасности подлежат государственному контролю и регулированию.

Как правило, руководству большинства предприятий необходимо делать упор на совершенствование уже имеющихся управленческих решений относительно промышленной безопасности. При этом необходимо умело увязать существующую на предприятии схему организации работ с требованиями, предъявляемыми международными стандартами.