О важности выполнения мероприятий по снижению профессионального риска на предприятиях

На любом современном производстве ежедневно работники, даже не обращая внимания на эту проблему, сталкиваются с понятием профессионального риска, которая на первый взгляд, выглядит слишком расплывчато, и допускают субъективное толкование при его оценке.

А ведь профессиональный риск (как поясняет Трудовой кодекс Луганской Народной Республики) – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается Советом Министров Луганской Народной Республики.

Согласно статье 242 Трудового Кодекса Луганской Народной Республики каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

В Луганской Народной Республике действует Типовой перечень  ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утверждённый постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 16.05.2017 № 253/17.

Не многие на производстве, проводят оценку рисков, думая о ней как о «бумажных» мероприятиях. Но делается оценка рисков для того, чтобы снизить их и исключить опасности, которые могут воздействовать на работников в процессе трудовой деятельности. Реально проводить оценку рисков и внедрять по факту мероприятия по снижению профессиональных рисков на предприятии, это вполне реальная задача особенно на опасных производственных объектах. Именно тогда, когда работа по системе управления охраной труда (СУОТ) в организации организована и введена, а также руководство нацелено на профилактику несчастных случаев, травматизма и профзаболеваний.

Работодатель может в целом и не охватывать конечные цели оценки профессиональных рисков, всей процедурой часто руководит их заместитель по охране. Именно он должен ставить руководство в известность, что необходимо учесть при формировании бюджета на месяц или год мероприятия по снижению профессиональных рисков.

На каждом производстве свои материальные финансовые возможности по реализации данных мероприятий, и так как этот этап является одним из важнейших в оценке профессиональных рисков, необходимо подробно владеть реальной ситуацией на каждом рабочем месте, на каждом объекте повышенной опасности.

Виды профессионального риска.

 Риски можно разделить на два вида и это – международная практика:

  1. Скрытый. Складывается из причин возникновения профессиональных заболеваний и общих, отягощенных условиями труда. Отличается отсутствием мгновенных видимых проявлений. Негативные факторы могут влиять на организм годами, сказываясь в тот момент, когда здоровью уже нанесен существенный урон. Сюда же относятся стрессы, снижение иммунитета, ускорение процесса старения.
  2. Проявленный. Различные травмы и заболевания, ведущие к утрате трудоспособности.

В любом случае возникает необходимость в реализации ряда процедур. Осмотр рабочего места с целью определить опасные факторы, воздействующие постоянно или периодически. Выявляются ситуации, в которых работник может пострадать. Определяется соответствие рабочего места нормативам. В случае их нарушения принимаются меры. Оцениваются все факторы с точки зрения нанесения вреда жизни и здоровью работника. Определяются способы снижения или исключения риска.

На основании обработанных данных вырабатываются нормативы, правила профилактики, составляются внутренние документы.

Основные мероприятия по снижению уровней профессиональных рисков, известны любому специалисту по охране труда, но, тем не менее, должны быть обязательно реализованы. К ним относятся:

  1. Специальная оценка условий труда.
  2. Информирование работников о существующих рисках и правилах работы.
  3. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты, зависящими от конкретных факторов.
  4. Обучение навыкам в области охраны труда, производственной безопасности, проведение регулярной переаттестации.
  5. Необходимость проведения медицинских осмотров, как при приеме на работу, так периодических.
  6. Устройство мест отдыха, а также защиты от внешних воздействий (температуры, ветра, дождя и так далее).
  7. Использование стендов, плакатов, иных материалов, описывающих риски и способы их сокращения.
  8. Организация и поддержание условий труда, соответствующих нормам.

Профилактика – это одно из мероприятий по снижению профессиональных рисков. Она призвана не допустить ситуации, когда придется кардинально вмешиваться в производственный процесс. К мерам профилактики относят:

  • контроль соблюдения условий труда;
  • проведение медосмотров;
  • контроль выполнения сотрудниками рекомендаций по охране труда;
  • проверка СИЗ и других защитных средств;
  • проведение инструктажей, обучения, лекций, иных мероприятий.

Мероприятия по снижению уровня профессиональных рисков требуют плотного взаимодействия руководства и подчиненных, до последних необходимо донести информацию о последствиях несоблюдения правил охраны труда.

Несомненно, мероприятия по оценке профессионального риска должны реализовываться, это очень нужная процедура, которая направлена на соблюдение требований Трудового Кодекса и законодательства в сфере промышленной безопасности и охраны труда Луганской Народной Республики и на сохранение жизни и здоровья работников.

И конечно, на предприятии проведение данных процедур потребует финансирования, но если хоть что-то будет внедрено, то уже небольшими этапами можно привести систему управления охраной труда, если не к идеальному состоянию, то к близкому к нему.