Памятка по охране труда в период проведения уборки урожая

Зерноуборочные работы являются одним из основных видов массовых сельскохозяйственных работ, при проведении которых задействуется большое количество машин и механизмов, привлекается значительное число работников.

Для безопасной организации и проведения работ по уборке урожая руководителям организаций агропромышленного комплекса необходимо:

– назначать должностных лиц, ответственных за соблюдение действующих норм и правил по охране труда и безопасным условиям труда на рабочих местах;

– перед началом работ по уборке урожая с работниками провести внеплановый инструктаж по охране труда по профессиям и видам выполняемых ими работ.

– не допускать к работе работников, не прошедших медицинские осмотры, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, инструктажи по охране труда, не обеспеченных специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в установленном законодательством Луганской Народной Республики порядке;

– повсеместно провести комиссионный осмотр и приемку в эксплуатацию зерноуборочной и зерноочистительной техники с составлением актов их технического состояния. Укомплектованность средствами пожаротушения, емкостями для воды, медицинскими аптечками и исправным набором инструментов;

– обеспечить электробезопасность оборудования эксплуатируемого на зерносушильных комплексах, организовать контроль за механизаторами при выполнении уборочных работ в охранной зоне линии электропередач;

– к работе на зерноуборочной технике допускать работников соответствующей квалификации;

– обеспечить работников исправным сельскохозяйственными инструментами и инвентарем, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты за счет работодателя;

– оборудовать и обозначить специальные места для кратковременного отдыха и приема пищи работников в полевых условиях;

– приостанавливать работы в случаях возникновения опасности жизни работникам, нарушения требований безопасности и несоблюдения ими трудовой и производственной дисциплины,

-не допускать к работе (отстранять от работы) работников, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения;

– перевозить работников к месту работы и обратно только на специально оборудованных автомобилях;

– не допускается нахождение людей в кузове автомашины или тракторном прицепе при заполнении их технологическим продуктом, а также во время транспортировки продуктов до места складирования;

– при перемещении на другое поле разгрузочные шнеки и другие рабочие органы уборочных машин должны быть переведены в транспортное положение. Дистанция между уборочными машинами во время перемещения должна быть не менее 50м.

– разработать маршруты безопасного движения техники;

– во время работы в поле и перемещения по дорогам зерноуборочных комбайнов в кабине разрешено находиться только комбайнеру;

– исключать случаи использования тракторов и автомобилей не по назначению, контролировать их передвижение к местам выполнения работ, организовать хранение техники в специальных местах;

– проверить техническое состояние сооружений и оборудования зернотока (наличие ограждений и защитных решеток на свальных ямах, закрытие на замок люков бункеров и емкостей, проверка сопротивления заземления электрооборудования и изоляции электрокабелей). Соблюдать правила безопасности труда при погрузочно-разгрузочных и других видов работ;

– организовать места отдыха и питания работников в полевых условиях (передвижные вагончики, молниезащита, оборудовать места курения). Провести противопожарные мероприятия (перезарядить старые или закупить новые огнетушители, обеспечить производственные участки первичными средствами пожаротушения);

– обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и механизаторов;

– не допускать к эксплуатации технику и агрегаты, не отвечающих требования безопасности;

– обеспечить контроль за соблюдением работниками сельскохозяйственных организаций требований Правил внутреннего трудового распорядка, инструкций и других нормативных правовых актов.

Требования безопасности при работе на зерноуборочных комбайнах.

           Наиболее опасные факторы, во время работы на зерноуборочных комбайнах, при которых могут быть получены травмы, следующие:

– опрокидывание машин на неровных уклонах поля, дороги, поворотах, склонах более 9°, а также с дамб и мостов;

– придавливание работающих во время ремонта жатки, коробки передач, сборки и регулировки наклонной камеры, вариатора;

– захват одежды, обуви, частей тела человека не огражденными рабочими органами или их приводами (мотовило, подборщик, шнеки бункера или жатки при очистке от забивания), пресс-подборщиком (карданная передача, маховик);

– столкновение (наезд) с естественными и искусственными препятствиями (камни-валуны, столбы, провода электропередач);

– поражение грозовым разрядом или электротоком проводов линии электропередач;

– механическое воздействие подвижных частей машин, механизмов, неисправного инструмента;

– удар разорвавшимся тросом волокуши при сволакивании копен соломы;

– падение со стогов и скирд;

– подача стогометателем соломы на скирду;

– ожоги при пожарах;

– наезд машин на людей, расположившихся на отдых под машинами, на зерновых валках, в копнах и в других неустановленных для отдыха местах, а также при устранении технических неисправностей.

 

Перед работой на комбайне проверяют наличие и исправность инструмента и приспособлений, средств противопожарной защиты, аптечки первой помощи, системы сигнализации, освещения, предметов личной гигиены. Нужно очистить от пыли и грязи рабочее место, протереть стекла кабины, отрегулировать сиденье по своей массе и росту согласно инструкции, установить необходимое количество фар, достаточное для освещения фронта работы или участка дороги при движении в ночное время.

Перед запуском двигателя комбайна проверяют, не остались ли случайно на транспортерах или в приемной камере инструмент и крепежный материал. При попадании посторонних предметов в молотильный барабан неизбежны поломки машины и возможно травмирование работника.

Перед тем как начать движение на комбайне, комбайнер (или его помощник) проверяют, все ли рабочие отошли, затем подает предупредительный звуковой сигнал.

Для работы в ночную смену комбайн заранее заправляют водой и горюче-смазочными материалами. Заправлять его топливом на месте уборки запрещается.

Перед выездом в поле комбайнер и его помощник должны убедиться в исправной работе рулевого управления, тормозов, электрооборудования, механизмов жатки, ходовой части.

Во время работы необходимо следить за исправностью защитных ограждений, карданных, зубчатых и ременных передач, исправной работой механизмов жатки, подборщика и молотилки; состоянием изоляции электрических проводов, накоплением на горячих деталях двигателя зерновой пыли, за сигналами и показаниями контрольно-измерительных приборов.

Следить также за креплением рулевой колонки, рулевой сошки, исправностью продольной и поперечной рулевой тяг. Люфт руля не должен превышать 15 мм. Не работать с неисправным рулевым управлением. Исправность ходовой системы определяется прочным креплением моста ведущих колес к молотилке, надежной затяжкой гаек дисков и ободьев колес, нормальным давлением шин. Шины со сквозными повреждениями и изношенным рисунком протектора необходимо заменить. Муфта сцепления должна полностью выключаться и включаться. При правильно отрегулированном сцеплении свободный ход педали муфты сцепления составляет 20 – 25 мм.

Эффективность тормозной системы также определяется правильной регулировкой. На комбайнах с неисправной тормозной системой работать запрещается. Особенно тщательно следует готовить комбайн к работе в ночное время. Проверить работу и настройку фар, чтобы обеспечить хорошую видимость фронта работы и рабочих органов машины. Ежедневно перед ночной работой необходимо очищать от пыли внутри и снаружи стекла кабины и фар. Грязные стекла снижают видимость, особенно в темное время суток.

При обмолоте хлебной массы из валка комбайнер должен следить, чтобы на подборщик и шнек жатки не наматывалась соломистая масса. Для этого следует установить обороты вала подборщика такими, чтобы линейная скорость пальцев была на 10 – 15% больше скорости движения комбайна. При полеглой стерне можно подключать в работу режущий аппарат – это уменьшает частоту забивания подборщика. Удалять хлебную массу необходимо только с помощью специальных крюков и обязательно в рукавицах.

Во избежание самопроизвольного включения и выключения коробки передач следить за тем, чтобы блокировочный механизм был исправен и отрегулирован. Не устранять технологические сбои при работающих органах и двигателе.

Для безопасной и надежной работы комбайна необходимо следить за качеством крепления узлов и агрегатов. Все регулировки, технический ход, ремонт производить только после полной остановки комбайна и выключения двигателя, за исключением регулировки частоты вращения вентилятора, барабана и натяжения его ремня. Во время этих работ на рулевом колесе оставлять табличку с четким написанием слов: «Не включать! Работают люди!»

Необходимо соблюдать особую осторожность и не находиться вблизи не огражденных вращающихся шнеков, цепей и ременных передач. После окончания технического обслуживания поставить на свои места ограждения. Перед запуском двигателя, включением рабочих органов, началом движения подать звуковой сигнал и убедившись в том, что эти действия никому не угрожают, приступать к работе.

На работающем комбайне запрещается находиться посторонним людям. Необходимо помнить, что максимально допустимый уклон поля, на котором может безопасно работать зерноуборочный комбайн, составляет 5°, а для холостого переезда -10°, при этом скорость движения должна быть не более 3 – 4 км/ч.

Остановки и переключения передач на спусках и подъемах не допускаются. При поворотах и разворотах скорость необходимо также уменьшить до 3 – 4 км/ч. При перегоне нескольких комбайнов, независимо от расстояния, из комбайнеров нужно назначить старшего по колонне. При перегоне комбайна по автомобильной трассе с интенсивным движением выгрузной шнек следует устанавливать в транспортное положение.

Переезд комбайнов со двора на поле или с одного поля на другое должен осуществляться по заранее утвержденному маршруту. Необходимо следить, чтобы лестница, настилы, площадка управления, перила были в полной исправности и не загромождены посторонними предметами. О них можно споткнуться и упасть с комбайна.

Перед началом уборочных работ необходимо обкосить углы, полосы для разворота транспортных средств, обозначить места для отдыха. Если по полю проходит высоковольтная линия, необходимо проверить провис проводов. Минимальное расстояние от них до земли должно составлять 6 м.

Техническое состояние используемых на уборке машин должно соответствовать требованиям, изложенным в руководстве заводов – изготовителей, правилах дорожного движения, правилах пожарной безопасности.

Проверку состояния участков полей, разбивку на загоны, прокосы и обкосы необходимо проводить днем, чтобы комбайнер мог ознакомиться с рельефом, что поможет ему увереннее работать в ночное время. Работать или перегонять комбайн в ночное время следует только при исправном электрическом освещении.

При регулировочных ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Если работы проводятся под комбайном на уклоне, то под колеса обязательно ставить упорные колодки. При работе под комбайном или жаткой предварительно следует поставить в местах поддомкрачивания специальные подставки (козелки).

Стоянку для комбайнов лучше размещать на ровной площадке в сухих, не затапливаемых местах на расстоянии не ближе 30 м от хлебного массива. Здесь же организовывается заправка машин ГСМ.

После остановки комбайна рычаг коробки передач должен быть установлен в нейтральное положение, а молотилка – выключена. Во избежание ожогов крышку водяного радиатора открывайте только после его охлаждения. По окончании работ следует тщательно очистить комбайн от пыли, грязи, растительных остатков. При постановке на хранение вымыть его водой с помощью агрегатов технического ухода или других средств. При этом необходимо помнить, что вода может попасть в тормозную систему и привести ее в неисправность. После мойки обязательно “просушить” тормоза путем периодического нажатия на тормозную педаль до появления тормозного пути.

Запрещается располагаться на отдых, в том числе и временный, в копнах, на валках, у комбайнов и под ними, а также на обочинах полевых дорог, вблизи работающих агрегатов. Отдыхать следует только в специально отведенных местах за пределами убираемого участка. Место отдыха должны быть отмечены хорошо видимыми вехами. Не допускается нахождение на комбайне во время грозы и стоянок, кратковременная остановка вблизи крутых склонов и оврагов.

Прежде чем поехать под линией электропередачи, убедиться, что расстояние до нее от наивысшей точки комбайна составляет более 2 м. Если это расстояние меньше, то проезд опасен.

Технически исправный комбайн гарантирует полную пожарную безопасность. Поэтому комбайнер перед каждым выездом наряду с выполнением всех требований по технике безопасности должен тщательно проверить наличие изолирующих колпачков на клеммах переходных колодок генератора, аккумуляторов, стартера и другого электрооборудования, а также надежность крепления электропроводов и наличие дополнительной защиты их в местах возможных механических, тепловых и химических повреждений. Необходимо следить, чтобы топливо, вытекающее из дренажных трубок, не попадало на детали комбайна. Прочищать засорившуюся систему питания следует при соблюдении необходимых мер предосторожности. Отсоединять топливопроводы и продувать их можно только при остывшем двигателе и перекрытой подаче топлива. Пожар может возникнуть от попадания соломистых продуктов на раскаленные детали комбайнов. Поэтому выпускной коллектор двигателя защищают металлическим щитком. Пожар на комбайне может произойти от перегрева, в результате трения быстровращающихся частей и механизмов. Поэтому необходимо очищать от намотавшейся соломистой массы валы битеров, барабана, соломонабивателя, вал кривошипа в месте соединения с шатуном режущего аппарата, верхний вал плавающего транспортера и др. Следует периодически проверять крепление барабана, приемного отбойного битеров и величину зазоров между вращающимися частями комбайна и его каркаса во избежание возникновения трения о панели молотилки. При незначительной пробуксовке предохранительных муфт происходит интенсивное трение. В связи с этим необходимо периодически проверять их регулировку на величину передаваемого крутящего момента и исправность сигнализаторов.

Опасными являются заправка топливных баков из ведер и перекачивание топлива из бака одной машины в бак другой. Заправку следует производить на пашне или на дороге при заглушённом двигателе с помощью заправочного агрегата. Горюче-смазочные материалы для комбайнов должны храниться в закрытой таре на расстоянии не менее 100 м от хлебных массивов. Место хранения должно быть опахано полосой шириной не менее 4 м. Для предупреждения пожара запрещается:

– начинать уборку в массиве большой площади, не разбитом на участки дневной выработки (30 – 50 га) продольными и поперечными прокосами шириной не менее 8 м и без пропарки по середине прокоса шириной не менее 4 м, а также при отсутствии наготове трактора с плугом для быстрой опашки поля в случае пожара;

– выгружать зерно из комбайнов в машины, выхлопные трубы которых не оборудованы искрогасителями;

– разводить костры ближе 200 м от хлебных массивов;

– курить, производить сварочные работы, применять все виды открытого огня в хлебных массивах на расстоянии менее 30 м от них.

Кроме того напоминаем! Руководители организаций, предприятий не соблюдающие требования в области охраны труда могут быть привлечены в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА – ВСЕГДА ГАРАНТИЯ УСПЕШНОГО, ПРОДУКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ.