Требования безопасности при проведении сливо-наливных операций на автомобильных газозаправочных станциях

Сжиженный углеводородный газ (далее – СУГ) поставляют на автомобильные газозаправочные станции (пункты) (далее – АГЗС) в специальных автомобильных цистернах.

Слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары осуществляется в светлое время суток или при обеспечении необходимого освещения, соответствующего освещенности в светлое время суток.

Работы, связанные с выполнением сливно-наливных операций на резервуарных установках АГЗС, заполнение СУГ резервуарных установок, слив СУГ из неисправных и переполненных баллонов, слив неиспарившихся остатков, заправка газобаллонных автомашин и баллонов относятся к газоопасным работам.

Работы по сливу-наливу СУГ производятся по решению технического руководителя АГЗС (далее – руководителя АГЗС). Количество работников, выполняющих первоначальный слив СУГ из автомобильных цистерн, должно быть не менее трех человек. Наполнение резервуаров СУГ из автоцистерн при эксплуатации АГЗС разрешается проводить бригадой из двух работников, при наличии быстросъемных соединений – одним работником.

Руководство указанными работами допускается поручать наиболее квалифицированному работнику.

Выполнение сливо-наливных операций во время грозы и при проведении огневых работ не допускается.

Для сливо-наливных операций применяются соединительные рукава, соответствующие требованиям технических условий, допускающих их применение для СУГ.

В процессе эксплуатации должны быть обеспечены проведение осмотра, испытаний и отбраковка соединительных рукавов, используемых при сливо-наливных операциях.

Соединительные рукава, применяемые при сливо-наливных операциях, не должны иметь трещин, надрезов, вздутий и потертостей.

При наличии на рукавах указанных дефектов рукава заменяют новыми.

Рукава должны подвергаться гидравлическому испытанию на прочность давлением, равным 1,25 рабочего давления, не реже одного раза в 3 месяца. Результаты испытания заносятся в эксплуатационный журнал.

Каждый рукав должен иметь обозначение с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и последующего испытания (месяц, год).

Автомобильные цистерны, соединительные рукава должны быть заземлены.

Отсоединять заземляющие устройства допускается после окончания сливо-наливных операций и установки заглушек на штуцеры вентилей автоцистерн.

Металлокордовые и резинотканевые рукава должны быть защищены от статического электричества.

Для защиты от статического электричества они должны быть обвиты (или пропущены внутри) медной проволокой диаметром не менее 2 мм или медным тросиком площадью сечения не менее 4 мм2 с шагом витка не более 100 мм. Концы проволоки (тросика) соединяются с наконечниками рукава пайкой или гайкой под болт.

Не допускается подтягивать накидные гайки рукавов, отсоединять рукава, находящиеся под давлением, а также применять ударный инструмент при навинчивании и отвинчивании гаек.

Открывать запорную арматуру на газопроводах следует плавно, предотвращая гидравлические удары.

Въезд автомашин на АГЗС, а также слив и налив СУГ во время выполнения огневых работ запрещается.

Перед выполнением сливо-наливных операций на автоцистернах, за исключением оборудованных насосами для перекачки СУГ, двигатели автоцистерн должны быть отключены. Перед опорожнением автоцистерны, оборудованной насосом СУГ, должны быть проверены наличие и исправность искрогасителя на выхлопной трубе автоцистерны.

Включать двигатели допускается после отсоединения рукавов и установки заглушек на штуцеры.

Двигатели автомобильных цистерн должны быть оборудованы выхлопной трубой с глушителем и искрогасительной сеткой, выведенными к передней части автомобиля. Автоцистерна должна быть оснащена двумя огнетушителями.

При приемке автоцистерн на АГЗС проверяются:

  • соответствие автоцистерны отгрузочным документам;
  • отсутствие повреждений корпуса автоцистерны и исправность запорной и контрольной арматуры, установленной на сосуде автоцистерны;
  • наличие и уровень СУГ в сосуде автоцистерны по контрольному вентилю (при наличии) и уровнемеру.

В сопроводительных документах проверяются наименование поставщика, дата отгрузки, номер цистерны, масса залитого в автоцистерну СУГ.

Исправность запорной арматуры на автоцистерне проверяется внешним осмотром.

До начала слива СУГ из автоцистерны следует:

  • закрепить автоцистерну противооткатными искробезопасными башмаками;
  • проверить исправность и надежность соединительных рукавов (шлангов) для слива СУГ из автоцистерн;
  • заземлить автоцистерну.

Слив СУГ из автоцистерны в резервуары АГЗС допускается после проверки правильности открытия и закрытия запорной арматуры, связанной с технологической операцией слива СУГ.

Слив СУГ из автоцистерн осуществляется:

  • перекачиванием СУГ насосами;
  • путем передавливания среды из сосуда автоцистерны в резервуар автозаправочной станции;
  • самотеком при расположении резервуаров ниже автоцистерны.

Не допускается создание перепада давления между автоцистерной и резервуаром сбросом в атмосферу паровой фазы СУГ из наполняемого резервуара.

Максимальный уровень наполнения не должен превышать 85% геометрического объема надземных резервуаров и цистерн и 90% – подземных резервуаров.

Нахождение водителя во время слива СУГ в кабине не допускается.

Двигатель транспортного средства может включаться после отсоединения соединительных рукавов от сливных штуцеров автоцистерны и установки на них заглушек.

После слива СУГ давление паров СУГ в цистерне должно быть не ниже 0,05 МПа.

Сброс СУГ в атмосферу не допускается.

Не занятые на операции слива СУГ работники не должны находиться на месте производства работ.

Не допускается оставлять автоцистерны присоединенными к газопроводам технологической системы АГЗС в период, когда слив СУГ не производится.

Во время слива СУГ не допускается производить работы по уплотнению соединений, находящихся под давлением.

В период слива СУГ должен быть осуществлен контроль за давлением и уровнем СУГ в автоцистерне и приемном резервуаре.

По окончании слива СУГ запорная арматура на автоцистерне должна быть закрыта, а сливные штуцеры заглушены.

В случае поступления автоцистерны с СУГ, имеющей течь, она должна быть немедленно освобождена от СУГ в резервуары АГЗС с соблюдением дополнительных мер безопасности согласно соответствующей производственной инструкции. При этом следует исключить нахождение в опасной зоне АГЗС всех посторонних, не участвующих в освобождении автоцистерны.

Работы по устранению утечек должны выполняться согласно плану ликвидации и локализации аварийных ситуаций, утвержденного работодателем и согласованного с МЧС ЛНР в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

В случае загорания газа вблизи надземных резервуаров – последние необходимо орошать водой во избежание повышения в них давления.

При возникновении огня вблизи автомобильных цистерн их следует немедленно вывезти в безопасное место. Если это сделать невозможно, цистерны необходимо орошать водой.

При образовании гидратных пробок для оттаивания арматуры и газопроводов следует применять нагретый песок, горячую воду или водяной пар.

В помещении операторной должны быть размещены:

  • схема обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуарами; схема слива СУГ из автомобильных цистерн;
  • производственная инструкция, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ.

Территории, производственные помещения АГЗС должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно требований действующих нормативных документов.

На территории АГЗС должны быть вывешены предупредительные надписи о запрещении курения и применения открытого огня.

Въезд на территорию АГЗС и заправка автомобилей с пассажирами запрещается.