Конвейерный транспорт угольных шахт

Конвейерный транспорт – технологический процесс перемещения горных масс  с помощью  конвейеров  на подземных разработках месторождений полезных ископаемых. В широком смысле – комплекс, объединяющий конвейеры и вспомогательное оборудование (например,  бункеры,  питатели и др.), технические средства управления производством работ, а также технического обслуживания и ремонта. Области эффективного использования конвейерного транспорта: на подземных работах – перемещение угля до пунктов перегрузки в другие транспортные средства или до  обогатительной фабрики  на поверхности.

Применение конвейерного транспорта началось на угольных  шахтах в 1925 с внедрением доставочных качающихся конвейеров. В 1931 (в Донбассе) в комплекс конвейерного транспорта вошли подземные  ленточные конвейеры, а с 1935-36 (в Подмосковном угольном бассейне) – скребковые. С середины 1950-х гг. конвейерный транспорт широко внедряется на угольных, калийных и марганцевых  шахтах.

Комплекс конвейерного транспорта на угольных шахтах включает  скребковые конвейеры  в очистных забоях и в основном ленточные в участковых и магистральных выработках, а также наклонных стволах. Достоинства конвейерного транспорта: поточность перемещения горной массы; высокая производительность (до 20-30 тысяч м3/ч по рыхлой горной массе; возможность повышения (на 25-30% и больше) производительности выемочно-погрузочного и отвального оборудования; относительно большая длина транспортирования; возможность перемещения горной массы под углом до 18-20°. Кроме того, конвейерный транспорт характеризуется относительно малой энергоёмкостью, благоприятными условиями для автоматизации и централизованного управления, повышением безопасности и улучшением условий труда. Недостатки конвейерного транспорта: сложность транспортирования абразивных скальных грузов,  кусковатость  которых для ленточных конвейеров не превышает 350-400 мм; ограниченные сроки службы и высокая стоимость конвейерной ленты (до 40% стоимости конвейера); сложность транспортирования  липкой   горной массы.

Интенсификация и концентрация  очистных работ  способствуют широкому внедрению конвейерного транспорта при  добыче полезных ископаемых  подземным способом. На угольных шахтах наиболее распространён конвейерный транспорт при панельном способе подготовки  пласта  и системах разработки длинными столбами единичными или спаренными  лавами  с отработкой обратным ходом. При этом возможны два варианта схем конвейерного транспорта: с телескопическим конвейером и хвостовым перегружателем или с надвижным перегружателем под лавой, перегружающим уголь на обычный ленточный конвейер. Производительность конвейерного транспорта на угольных шахтах 250-1200 т/ч при ширине ленты 800-1200 мм. Для сглаживания неравномерности грузопотоков в местах перегрузки в конвейерных линиях устанавливают бункер-конвейеры вместимостью от 50 до 200 м3. На шахтах, разрабатывающих пологие пласты (с углом падения до 18°), применяются сочетания конвейерного транспорта (по участковым горизонтальным и наклонным и магистральным наклонным выработкам) с электровозным транспортом по главным горизонтальным выработкам.

Ленточные конвейеры должны оборудоваться датчиками бокового схода ленты, отключающими привод конвейера при сходе ленты в сторону более чем на 10 % ее ширины, средствами пылеподавления в местах перегрузки, устройствами для очистки лент и барабанов, в выработках с углом наклона более 10° – устройствами, улавливающими грузовую ветвь ленты грузо-людского конвейера при ее разрыве. Новые грузолюдские ленточные конвейеры, устанавливаемые в выработках с углами наклона свыше 10°, должны оборудоваться устройствами, улавливающими обе ветви ленты при ее разрыве (независимо от типа применяемой ленты), средствами защиты, обеспечивающими отключение привода конвейера при превышении допустимого уровня транспортируемого материала в местах перегрузки, снижении скорости ленты до 75 % номинальной (пробуксовки), превышении номинальной скорости ленты бремсберговых конвейеров на 8 %, устройством для отключения конвейера из любой точки по его длине, тормозными устройствами, средствами автоматического и ручного пожаротушения, защитой, обеспечивающей отключение приводной станции при проезде негабаритов на ленточных конвейерах, перегружающих горную массу в накопительные бункера.

Аппаратура автоматического или дистанционного автоматизированного управления конвейерными линиями должна обеспечивать включение каждого последующего конвейера в линии только после установления номинальной скорости движения тягового органа предыдущего конвейера, автоматическое отключение всех конвейеров, транспортирующих груз на конвейер, который остановился, а в линии, состоящей из скребковых конвейеров, при неисправности одного из них отключение, кроме того, и впереди стоящего, невозможность дистанционного повторного включения неисправного конвейера при срабатывании электрических защит электродвигателя, неисправности механической части конвейера (обрыв или заклинивание рабочего, или тягового органа), срабатывании защит через затяжной пуск конвейера, местную блокировку, предотвращающую пуск данного конвейера с пульта управления, отключение электропривода при длительном пуске, двустороннюю телефонную или громкоговорящую связь между пунктами установки приводов конвейера и пультом управления, блокировку пуска конвейера при отсутствии или несоответствии нормативным требованиям давления воды в пожарооросительном трубопроводе, блокировку пуска конвейера при снятом ограждении, автоматическое отключение загрузочного устройства (питателя), транспортирующего груз на конвейер, который остановился, автоматическое отключение конвейера при проезде негабарита на концевых станциях.

Работа конвейера и средств вспомогательного транспорта должна быть разделена во времени. Выполнение этого требования должно обеспечиваться соответствующими электрическими блокировками. В горизонтальных выработках, оборудованных конвейерным транспортом, допускается совмещение локомотивной откатки для доставки грузов, необходимых для обслуживания и ремонта этих выработок и конвейеров при условии остановки конвейера.

Для закрепления в выработках приводных, натяжных и концевых станций скребковых конвейеров, механизированной передвижки скребковых конвейеров в очистных выработках, натяжения цепи конвейеров во время их сборки и разборки, а также для расштыбовки конвейеров должны применяться устройства заводского изготовления. В местах перехода через конвейер должны быть установлены переходные мостики, имеющие ширину не менее 0,6 м с перилами. Зазор между лентой и нижней частью мостика должен быть не менее 0,4 м, а высота для прохода работников над мостиком – не менее 0,8 м.

Ежемесячно стационарные конвейеры должны осматриваться главным механиком шахты с записью в журнале осмотра. Ежегодно комиссией под председательством главного инженера, назначенной приказом директора шахты, должна производиться проверка технического состояния стационарных ленточных конвейеров. Результаты проверки оформляются актом.