Требования к проведению освидетельствования баллонов

Баллоны, предназначенные для хранения и транспортирования газов в процессе их эксплуатации подлежат освидетельствованию (испытанию), которое проводится организациями-изготовителями баллонов, а также специализированными организациями, имеющими наполнительные станции (пункты наполнения) и (или) испытательные пункты (пункты проверки) при наличии у них соответствующего разрешения Госгорпромнадзора ЛНР.

Освидетельствование баллонов состоит из трех этапов:

– внутренний и наружный осмотр;

– проверка массы и вместительности;

– гидравлические испытания.

В начале проведения первого этапа, из баллона удаляют остаток газа, демонтируют вентиль, после чего осуществляют продувку воздухом и тщательную очистку внутренней и наружной поверхности баллона с применением воды и, при необходимости, растворителя. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой. После проведения очистки баллона приступают к его осмотру.

Целью визуального осмотра является выявление любых дефектов конструкции: трещин, вмятин, плен, раковин, глубоких рисок (более 10% толщины стенки), износа резьбы и т.п. Для внутреннего осмотра допускается применение осветительного прибора с напряжением питания до 12 В. В случае обнаружения ослабления кольца на горловине или неправильной насадки башмака, испытание приостанавливается до устранения данных неисправностей. Баллоны, в которых при осмотре наружной и внутренней поверхностей выявлены недопустимые дефекты выбраковываются.

При проведении второго этапа освидетельствования определяется насколько коррозия, и другие физико-химические преобразования металла уменьшили толщину стенок, осуществляют измерение массы и внутреннего объема изделия, а также сравнение полученных показателей с первоначальными данными из паспорта. Для определения вместимости сначала взвешивают пустой баллон, а затем наполненный водой, после чего по разности показателей находят массу воды с дальнейшим расчетом ее объема. Также, допускается определять вместимость с помощью мерных бачков или иным, установленным в производственной инструкции способом, обеспечивающим необходимую точность измерения. При отсутствии указаний организации-изготовителя на браковку стальные бесшовные стандартные баллоны вместимостью от 12 до 55 литров при уменьшении массы на 7,5 % и выше, а также при увеличении их вместимости более чем на 1 % бракуют и изымают из эксплуатации.

Завершающим этапом проведения освидетельствования является гидравлическое испытание. Для определения прочности баллона его наполняют водой под высоким давлением. Величину проверочного давления устанавливает завод-производитель, оно должно быть как минимум в 1,5 раза выше рабочего показателя. Длительность проверки составляет не меньше 1 минуты. Гидроиспытание считается успешным, если во время его выполнения манометр показывал стабильную величину, а на корпусе не были обнаружены трещины, течи, слезы и видимые деформации.

Специализированные организации по проверке (испытанию) баллонов обязаны привести забракованные баллоны в негодность независимо от их назначения любым способом, исключающим возможность их дальнейшего использования (деформируется резьба горловины посредством нанесения насечек или сверлится отверстие в корпусе баллона). Это делается для того, чтобы дальнейшая эксплуатация бракованного баллона была невозможной.  Забракованные баллоны должны утилизироваться согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации.

Баллонам, прошедшим освидетельствование и допущенным к дальнейшей эксплуатации проводится монтаж вентиля, для чего перед соединением вентиля и баллона оба компонента подвергают обезжириванию, после чего просушивают и продувают воздухом.

Специализированная организация, проводившая освидетельствование баллона выбивает на его корпусе свое клеймо, а также  дату проведенной и следующей проверки и производит окраску баллона масляной, эмалевой краской или нитроэмалью. При этом не допускается производить окраску баллона находящегося под давлением.