Требования к разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

В соответствии с требованиями статьи 10 Закона Луганской Народной Республики от 30.08.2019 № 80-III «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон), в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных Законом, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, создавать собственные профессиональные аварийно – спасательные службы или профессиональные аварийно – спасательные формирования, а также непрофессиональные объектовые аварийно- спасательные службы из числа работников;
  • создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере гражданской защиты;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – планы мероприятий) и требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 17 марта 2020 года № 149/20 (далее – Положение).

Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности юридических лиц (независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности), в том числе юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Луганской Народной Республики через филиалы, которые прошли аккредитацию в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики, физических лиц – предпринимателей, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее – организации), к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов (далее – объекты), I, II и III классов. План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов, согласно требованиям статьи 2 Закона. В случае если два и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

Срок действия планов мероприятий составляет:  

а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях – 6 месяцев;

б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых – 1 год;

в) для объектов I класса опасности – 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта);

г) для объектов II класса опасности – 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта);

д) для объектов III класса опасности – 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта).

Планы мероприятий пересматриваются:

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срок действия предыдущего плана мероприятий;

б) не позднее 1 месяца после: реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;

– внесения изменений в методики (методы) измерений или типы средств измерений, применяемые при осуществлении производственного контроля за – соблюдением требований промышленной безопасности на объекте;

– внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;

– ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок,

– внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;

в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;

г) по предписанию Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Луганской Народной Республики в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).

Планы мероприятий согласовываются с Министерством чрезвычайных ситуации и ликвидации последствий стихийных бедствий Луганской Народной Республики (далее – МЧС ЛНР).

План мероприятий должен предусматривать:

а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;

б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее – силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения структурных подразделений МЧС ЛНР и профессиональных аварийно – спасательных служб (формирований);

в) организацию взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокацию сил и средств;

д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием
организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;

е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

ж) систему взаимного обмена информацией между организациями – участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;

и) действия производственного персонала, а также структурных подразделений МЧС ЛНР и профессиональных аварийно – спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;

л) организацию материально – технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

План мероприятий должен состоять из общих и специальных разделов.

Общие разделы плана мероприятий содержат:

а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;

б) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;

в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

Специальные разделы плана мероприятий:

а) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;

б) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.