
В соответствии с пунктом 2.13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» утвержденных от 05.04.2019 № 225 (далее – Межотраслевых правил), работодатель обеспечивает замену или ремонт средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника.
В первую очередь выдается СИЗ согласно типовых норм для отрасли предприятия. Если профессии и должности работника нет в отраслевых и межотраслевых типовых нормах, соответствующих виду деятельности организации, применяются типовые нормы для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей. Если должности нет и там, применяются типовые нормы для работников, профессии которых характерны для выполняемых работ. (п. 2.3 Межотраслевых правил).
При выборе поставщика необходимо запросить свидетельство о соответствии или декларацию соответствия СИЗ. Обратить внимания каким требованиям соответствует заявленный СИЗ.
После поставки СИЗ, партия подлежит комиссионной проверке (комиссия утверждается приказом), уточняют срок службы и исследуют маркировку СИЗ – клеймо или штамп (п. 3.5. Межотраслевых правил). СИЗ осматривают на наличие дефектов, которые способны повлиять на безопасность их использования, и проверяют, как СИЗ работает. Итоги комиссионного осмотра СИЗ оформляются актом в произвольной форме.
Необходимо уведомить работника, что он несет материальную ответственность за действия или бездействия, приведшие к порче СИЗ в соответствии с пунктом 2.15 Межотраслевых правил.
Если по окончании сроков носки работники возвратили пригодные для дальнейшей эксплуатации СИЗ, их можно использовать после специального обслуживания. К такому обслуживанию относятся:
- стирка;
- чистка;
- дезинфекция;
- дегазация;
- дезактивация;
- обеспыливание;
- обезвреживание и ремонт.
Виды мероприятий по уходу за СИЗ, процент их износа, пригодность к дальнейшему использованию устанавливает уполномоченное лицо или комиссия по охране труда. Информацию фиксируют в личной карточке учета выдачи СИЗ (п. 2.10 Межотраслевых правил).
После осмотра СИЗ составляется акт, в котором укажите:
- процент износа СИЗ;
- возможность дальнейшего использования СИЗ.
При этом можно использовать методы контроля: визуальный осмотр, ощупывание. Во время осмотра проверьте:
- отсутствие повреждений;
- целостность защитных механизмов;
- функциональную пригодность;
- соответствие срока эксплуатации заявленному в сертификате соответствия или декларации.
Во время осмотра необходимо выявить СИЗ, которые непригодны к дальнейшей эксплуатации или требуют ремонта, чистки, стирки, обеспыливания, обеззараживания. Непригодные для дальнейшего использования СИЗ необходимо списать в установленном порядке, вместо списанных СИЗ выдать новые.
Составляется акт осмотра на каждое средство защиты, которое можно повторно использовать, акт прикладывается к личной карточке работника. Сведения о продлении срока эксплуатации СИЗ вносится в личную карточку учета выдачи СИЗ.
Для определения пригодности СИЗ необходимо ориентироваться на документы организации-производителя (руководство, паспорт, сертификат соответствия) либо на нормативно техническую документацию. В сертификате соответствия указывается ГОСТ, где можно найти информацию о периодической проверке и технической эксплуатации конкретных СИЗ.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ отдавать списанные СИЗ работникам. В этом случае сложно отследить, какие именно СИЗ использует работник: те, которые вы ему выдали на текущий период, или просроченные.